Что же есть душа? Душа бо есть невидимаго существа божий образ, дебельством плоти одеяна, невидима и неосязаема, должна есть приносити создателю своему дань душевную, веру правую, надежду несомненную и любовь нелицемерную
Что роднит арьев с их европейскими собратьями, так это пристальное внимание к юридическому регулированию отношений в обществе. Даже по сравнению с Салической, Русской или любой друго из варварских "правд" это регулирование выглядит ужасно педантичным: "Когда муж оружие поднимает, это его "хватание" [Агерепта], когда размахивает им, это его "замахивание" [Аваоиришта], когда ранит с греховным намерением, это его "покушение" [Ареду]. После пяти покушений он расплачивается телом". Это баскетбольные правила какие-то! Пять фолов - скамейка запасных 
Но вот то, что выглядит совершенно разным в "Авесте" и варварских "правдах", так это подоплека этих юридических правил. В Авесте, так же, как в Ветхом Завете они имеют религиозное обоснование: человек, не соблюдающий их, - грешник. В европейских варварских правдах он преступник и общественный изгой, поправший своего рода "общественный договор". Поневоле начинаешь думать: а не отличались ли европейцы с самого начала равнодушием к религии, рационализмом и восприятием общественных отношений как наиболее ценного аспекта бытия? Ведь если на Востоке самые первые литературные источники по содержанию своему имеют именно религиозный характер, то в Европе это именно юридические кодексы, а система верований варваров ими никогда не приводилась в систему: кельтские, германские, славянские верования известны нам слабо - в основном благодаря античным и христианским источникам, а не существованию поздних письменных фиксаций развитой устной религиозной традиции.
Наверное, только такие народы и сумели в конечном счете создать светское общество.

Но вот то, что выглядит совершенно разным в "Авесте" и варварских "правдах", так это подоплека этих юридических правил. В Авесте, так же, как в Ветхом Завете они имеют религиозное обоснование: человек, не соблюдающий их, - грешник. В европейских варварских правдах он преступник и общественный изгой, поправший своего рода "общественный договор". Поневоле начинаешь думать: а не отличались ли европейцы с самого начала равнодушием к религии, рационализмом и восприятием общественных отношений как наиболее ценного аспекта бытия? Ведь если на Востоке самые первые литературные источники по содержанию своему имеют именно религиозный характер, то в Европе это именно юридические кодексы, а система верований варваров ими никогда не приводилась в систему: кельтские, германские, славянские верования известны нам слабо - в основном благодаря античным и христианским источникам, а не существованию поздних письменных фиксаций развитой устной религиозной традиции.
Наверное, только такие народы и сумели в конечном счете создать светское общество.