Что же есть душа? Душа бо есть невидимаго существа божий образ, дебельством плоти одеяна, невидима и неосязаема, должна есть приносити создателю своему дань душевную, веру правую, надежду несомненную и любовь нелицемерную
Есть ли в России литература? Вне всякого сомнения. Есть авторы, они издают книги, пишут много, самих авторов тоже много. В чем загвоздка? Ах да, нет среди них никого, кто мог бы встать в один ряд с Пушкиным, Толстым и Достоевским. И даже с Гумилевым, Блоком и Буниным - увы, тоже никто не смог бы. Разница между современной русской литературой и русской литературой 19-го-начала 20 века как раз в том и заключается, что сейчас это не великая литература. Просто обычная - такая, какая, скажем, есть в Словакии. У нас вот Улицкая, Слаповский, Шишкин, Акунин, Сорокин. У них Дмовский, Доносовский, Трынка, Сучок и Задоринка. В мире равно не знают ни тех, ни этих. Но ведь литература-то есть!
Самое в этой ситуации настораживающее - вот что. У великой нации всегда великая культура (и литература в числе первых составляющих этой культуры). Если литература у современной России такова, какова она есть сейчас, то и нация наша по достоинствам своим стоит в одном ряду со словакской нацией. И есть, в общем-то два варианта развития ситуации. Первый, оптимистичный, уподобляет современный этап существования литературы тому уровню, какой существовал в России времен Петра Великого. Великих писателей тогда не было, русская литературная речь только появлялась на свет. В каких муках она появлялась, вы можете себе представить, прочтя фрагмент перевода пьесы Мольера на русский того времени, который приводит Булгаков в "Господине де Мольере". И однако же, русская речь появилась - сначала Кантемир с Ломоносовым, Тредиаковский с Сумароковым, затем Державин, затем Пушкин - и далее славный век с лишним.
Второй вариант, пессимистичный, говорит, что мы всегда останемся на одной планке со словаками - поскольку большевики подрезали русский народ так, что ничего уже не поделать. Возможно
Самое в этой ситуации настораживающее - вот что. У великой нации всегда великая культура (и литература в числе первых составляющих этой культуры). Если литература у современной России такова, какова она есть сейчас, то и нация наша по достоинствам своим стоит в одном ряду со словакской нацией. И есть, в общем-то два варианта развития ситуации. Первый, оптимистичный, уподобляет современный этап существования литературы тому уровню, какой существовал в России времен Петра Великого. Великих писателей тогда не было, русская литературная речь только появлялась на свет. В каких муках она появлялась, вы можете себе представить, прочтя фрагмент перевода пьесы Мольера на русский того времени, который приводит Булгаков в "Господине де Мольере". И однако же, русская речь появилась - сначала Кантемир с Ломоносовым, Тредиаковский с Сумароковым, затем Державин, затем Пушкин - и далее славный век с лишним.
Второй вариант, пессимистичный, говорит, что мы всегда останемся на одной планке со словаками - поскольку большевики подрезали русский народ так, что ничего уже не поделать. Возможно
Кстати, в истории-то самые крупные открытия и сейчас делают только индивидуальности. Для истории "работа коллектива" - это вообще нонсенс.
А в точных науках - да, согласен
Меня вот такая ситуация в поэзии беспокоит. Что то, что нонеча издается, за что ныне премии раздаются - это такая... как бы помягче. Не очень, в общем. Очень "не очень". Но при том нельзя сказать, что у нас нет талантливых поэтов. Вижу, читаю. Но не издают. Кто знает, может, точно так же где-то сидят у нас талантливые и никому не нужные прозаики.
Имхо, коммерциализация литературы не пошла на пользу, наоборот.
Издать книгу, в сущности, не так уж сложно, мне кажется. Тем удивительней, что хорошее издается крайне редко
*пристрелите меня*(((
Насчет издать - не знаю. Но вот продать... Сомневаюсь, что тому же Гумилеву, к примеру, удастся в тиражах потягаться с предыдущим. Про современников вообще молчу. Рекламные акции у нас сейчас от противного. Не кто где чего хорошего сделал, а кто где голый зад обнародовал.
И все-таки нельзя не отметить того факта, что в 90-е годы издавали гораздо больше интересных книг, чем сейчас (это даже сами книгоиздатели признают). Читатель еще не такой убогий был, как сейчас. В 90-е годы Минаев не стал бы мегазвездой
Предложение определяет спрос, спрос определяет предложение. Чем удобряем, то и получаем на выходе. Потому странно удивляться, что оно ананас не кушает. Замкнутый круг получается.
А вообще, грустно все это((
А, имхо, и то, и то, и то. И чего с этим делать, не знаю. Надо систему ломать, в которой нет дела до того, что наши дети читают и чем учатся.
Хе, тогда за бугрищем литература таки должна колоситься.))))
А с другой стороны, все нынешнее болото - следствие "восстания масс", которое имело место, как у нас, так и на Западе