Что же есть душа? Душа бо есть невидимаго существа божий образ, дебельством плоти одеяна, невидима и неосязаема, должна есть приносити создателю своему дань душевную, веру правую, надежду несомненную и любовь нелицемерную
Самый страшный грех: глупость. Злоба там всякая и т.д. - это только плоды глупости самого человека или окружающих его людей. В основе всего лежит глупость
В основе всего лежит глупость
Сильно. Особенно когда так, отдельно от контекста
Неужели разумность решает все проблемы?
Угу. Именно так. И философию конца 18-го-начала 19-го века, весь этот идеалистический рационализм, считаю вполне истинной
Существуют ли глупые люди? Элитарно мыслите, нехорошо, молодец.
Везёт Вам, удовольствие от открытия философии, математики, физики, психологии 20го века, видимо, ещё предстоит... Да что там, Маркс-то, Маркс... Жаль только, что и разочарования на этом пути неизбежны, особенно в могуществе разума
Ну что Вы, я ж так и пишу, что вырвала криминальным образом из контексту! Нибожемой!
*мечтательно* А как было бы здорово: собрались бы умные люди, разрулили бы все проблемы, настало бы, гы, царство вечного благополучия. А так, глупцы рулят, вот и живем (особенно мы, умные) - как бы это сказать повежливее? - очень плохо.
Самое интересное, что фраза вполне верна
А Маркс, увы, это тоже 19-ый век...
А Маркс, увы, это тоже 19-ый век...
Вы меня пугаете! Ведь это не идеалистический же, и не рационализм же! Рац.ид-м был ещё в античности, поэтому Маркс тут посвежее будет, в идейном смысле, вот я его и упомянула всуе. Именно там речь об объективностях, с которыми, к сожалению, даже самые умные сражаются напрасно. Их бы понять, законы эти - и использовать - но это уже почти прагматический материализм... Только это всегда на свой страх и риск, об уме-глупости абстрактно в такой ситуации не судят, а победители автоматически зачисляются "в клуб".
Мне показалось, что Вы историк. Какую методологию признаёте? Разве рац.ид-м?
И ещё - интересно, правда, без шуток, - какой критерий у Вас ума-глупости? Я у Вас в ПЧ недавно, хочется прояснить. Извините, если флуд
Марксизм, как и в яское позитивистское учение, выросло из рационализма.
А 19-ый век часто называют "веком рацинализма".
Да, историк, причем умеренный марксист
Критерий ума-глупости? Их очень много: от IQ до способности преимущественно совершать умные\глупые поступки
Причем только IQ - количественный показатель, остальные не позволяют оценить ум количественно напрямую.
Тут уже следует полагаться на чутье. Это как понятие "китч" в искусстве: сегодня вот делал ключи в мастерской и в ожиданнии наблюдал колыхание бамбуковой занавески с изображенной на ней Моной Лизой. Вот явный китч - а почему? никто не сможет объяснить. Ну эклектика, ну фабричного изготовления, но почему китч? Неясно. То же и с глупостью\умом.
Да, историк, причем умеренный марксист
Я так и думала!
Марксизм, как и всякое позитивистское учение, выросло из рационализма.
Марксизм, позитивизм и рационализм - поверьте на слово профессионалу - 3 несовместимые вещи. А то, что часто называют рационализмом 19 века - это сциентизм. Ну это я так, слова - они же, как известно, в полёте.
Про чутьё - понимаю и поддерживаю. Про индекс IQ - нет...
Марксизм, позитивизм и рационализм - поверьте на слово профессионалу - 3 несовместимые вещи
Почему же несовместимые? Все три учения (они разного уровня, разумеется, марксизм имеет наиболее узкое семантическое поле) опираются на разум как метод постижения и постулат о познаваемости мира.
А вы не из МГУ ли? ))))
Позитивизм не работает с абстрактными категориями, типа "материя", "разум" и т.п., ибо находит их бессодержательными и метафизическими. Как, кстати, и вопрос о познаваемости мира. Это Конт.
Марксизм опирается на понятие "материя", как исходное, подробно и любопытно его разрабатывает. Средство познания - практика. Это у Маркса.
Рационализм - это о приоритете разума в нелегком деле познания. Это Платон, Декарт, Лейбниц, просветители и ещё тьма. Там обязательно врождённые идеи и много ещё чего, с чем Маркс и Конт никогда не согласятся, как проповедники практических средств познания.
Вот напрасно Вы слово сциентизм не заметили. Там как раз любовь к науке, логика-разум, экспериментальный уровень... Довольно противоречивый коктейль.
Много доброго у Вас читала про МГУшников, в том числе о том, как они спорят до упора. Уж не извольте заносить в черный список, я не спора ради, во мне преподавательско-просветительское проснулось, просто чтоб Вы не путались, терминология же опасная вещь.
А неопозитивисты, которые едва ли не у Лапласа свою дивную физику и космологию стащили? )))
Угу, про МГУ я как раз по готовности спорить догадался )))) Истфак?
у позитивизма и марксизма ноги из того же рационализма растут
Конечно, из рационализма. Любой рационалист согласится. А эмпирик его убьёт за это...
А этика в марксизме - классовая. Вполне материалистическая. Вообще, чем Маркс всех обставил: по нему, нет ничего идеального вообще, такая талантливая трактовка материи... И не фатализм, а объективные законы социального уровня бытия. Вам тут чуть-чуть диалектичности не хватает.
А неопозитивисты, которые едва ли не у Лапласа свою дивную физику и космологию стащили?
Вы кого конкретно из неопозитивистов имеете в виду? Они, честно говоря, вообще с языком дело имели. Бог с ним, с Лапласом
Жаль, с факультетом промахнулись
Неопозитивизм не языком занимался, а логикой. Вещи принципиально разные
Вообще, чем Маркс всех обставил: по нему, нет ничего идеального вообще, такая талантливая трактовка материи... И не фатализм, а объективные законы социального уровня бытия.
Пелевина напомнили:
-И в этом диалектика!
Совершенно верно: но у Маркса (как, возможно, и вообще у всех философов, пытающихся свести все мироздание к небольшому набору закономерностей) база примеров оказалась довольно предвзятая: т.е., случаи регресса формаций он вовсе не рассматривал, и европейский феодализм, в частности, считал синтезом двух форм отчуждения прибавочного продукта, формой прогрессивной по сравнению с позднеримским рабовладением (при этом совершенно игнорируя научно-технический регресс эпохи и даже выдавая его за прогресс
И победа пролетариата в конечном итоге рассматривалась именно как предопределенность (пускай и "по объективным законам", которые в случае первобытнообщинного строя и феодализма сильно хромали и выбивались из концепции), причем явно предопределенность этическая, прикрывающая тезисом о смене формаций - т.е., фаталистическая. "Ну судьба у пролетариата такая: объединиться и победить - и даже всесильные боги не в силах судьбе этой противостоять".
Неопозитивизм занимался логикой научного языка. Прояснял понятия. Про физикализм - Вы правы совершенно, но не к неопозитивизму же это относится, а к первой волне.
Слово диалектика принципиально не употребляю, если не имею в виду именно взаимный переход противоположностей как метод исследования, чем выгодно отличаюсь от большинства, в том числе, от Пелевина. У Маркса - именно диалектика тут присутствует. Объективные законы есть, у истории есть некий ход, но в рамках этих законов есть выбор и пространство для практики, в смысле, макроуровень диктует микроуровню кое-что, но не все предопределено, поэтому фатализм тут - немного неточное слово. Конечно, Маркс не идеален, любая модель хромает, схематична. Был у меня один препод, который утверждал, что Маркс глупее своих гениальных догадок, сам их не слишком удачно применил. Вот он, корень зла
Вот и я, и Вы, видимо, любим Маркса не за каждое написанное слово, а за методологию, которая и по сей день разрабатывается.
Вы же наверняка сами важность терминологии осознаёте. Зачем Вы тогда так возмущаетесь, если я - исключительно от интереса к Вашей позиции - пытаюсь в вашей терминологии разобраться? Небось, историки пользуются традиционными терминами тоже. Но на мой искушенный взгляд, Вы это делаете несколько нетрадиционно
Неопозитивизм занимается логикой верификации, т.к. методологический аппарат не есть синоним понятия "терминологический аппарат". Все, что относится к языку - просто попытка избавить этот самый язык от неточностей, максимально приблизить его к самой логике. И всего-то делов
И физикализм отнюдь не только языка касается: просто неопозитивисты попытались свести все уровни бытия к физике (примерно так: химия стоит на физике, биология на химии, экономика и социология - на биологии; как та черепаха, на которой три слона держат Землю). Язык тут опять-таки вторичен, главное - логический принцип
Маркс глупее своих гениальных догадок
Вот это удивительно умно сформулировано: именно так
Просто Маркс - всего лишь человек. Один в поле не воин, его последователям удалось многое развить, и удалось бы в миллион раз больше, если бы марксизм не мутировал из философского учения в политическую идеологию, увы...
А нашим козлам-историкам даже в 90-ые годы, когда все жгли партбилеты и т.д., не удавалось уйти от марксистской методологии
А вот традиция эта идиотская, редукционистская, до сих пор такая живучая... Неприятное наследство: рваное образование, пренебрежение методологией, умственный труд - для маргиналов, книжки в топку... Вот и боремся по мере сил, руки в мозгах по локоть...
В ХХ веке философы, кажется, вообще поняли, что крупные концепции им не по зубам и взялись за всякие мелочи. То же самое отчасти и в истории: в 90-ые годы в нашем МГУ активно продвигали микроисторию (т.е., концепцию отказа от поиска закономерностей: всякое явление уникально, никаких аналогий и общих причин нет). Не большого ума были аффтары этой концепции ))))
Нет, Маркс все же рулит
Бинго! Стоит взмахнуть волшебной бензопилой "Дружба" - наступает
признаниеузнавание...философы, кажется, вообще поняли, что крупные концепции им не по зубам
Вперед забежали. Теперь сидим ждём, когда и все остальные тоже сделают о себе сей тревожный вывод...
То же самое отчасти и в истории
Да уж, всех покидало по крайностям. Даже Садовничий сказал как-то раз, что преподаватели должны отказаться от устаревших убеждений. Как тут не плакать?..
Ладно, побежала. Рада знакомству!
Взаимно!