23:28

Что же есть душа? Душа бо есть невидимаго существа божий образ, дебельством плоти одеяна, невидима и неосязаема, должна есть приносити создателю своему дань душевную, веру правую, надежду несомненную и любовь нелицемерную
Не так давно написал для Вестника победы такой текст про телеработу. Прямо выговорился про всю бредовость офисной организации труда

Баллада о спящем солдате

Лет десять тому назад, когда я искал себе напарника в отдел газеты РБК daily, позвонила мне претендентка – юная барышня. И спрашивает:
-А где это - РБК?
-На Калужской.
-На Калужской??? Так ведь я на Щукинской живу! Это ведь, наверное, в метро придется ездить?
-Совершенно верно: именно в метро. Я вот так и езжу, например.
- Знаете, но вообще метро - это такой принципиальный момент... Я буду думать.
Выбесила она меня тогда: ну надо же – метро ей принципиальный момент! Совсем люди обленились. Мы с коллегами долго еще над ней смеялись. Но вот прошло несколько лет – и стал я ее хорошо понимать.
За спиной – почти 20 лет работы в офисе, и я могу совершенно уверенно заявить: нет места, наименее приспособленного для созидательного труда, чем офис. И нет более бездарно потраченного времени, чем время по дороге на работу или с работы. Задумайтесь: на дворе XXI век, и давно уже нет необходимости относить редакторам распечатанные на машинке листки, бегать с гранками и карандашными правками – почти любую интеллектуальную работу можно делать через Интернет. Зачем же тысячи несчастных сотрудников поутру продирают глаза, чтобы совершить спринтерский забег до автобуса или электрички? Совершенно непонятно.
Несколько лет назад я взял за правило: всякий раз, когда устраиваюсь на работу, где требуется приходить 5 дней в неделю, спрашивать главного редактора: зачем все это нужно? Этот вопрос всегда застигает начальство врасплох. Одно из моих предыдущих мест работы, например, находилось на другом конце города, и я тратил на дорогу ровно 4 часа: забег до остановки, автобус, метро, потом снова автобус и еще один забег – до дверей редакции. Я просил у редактора разрешения хотя бы день в неделю работать из дома – жаль до слез потерянного времени! Он отказал: никак нельзя. Почему? – настаивал я. И тут у него сделалось такое лицо, будто он расплачется. Уверен, еще секунда – и он уронил бы лицо в ладони и начал всхлипывать: Боже мой, да откуда же я знаю? А потом бы сознался, что газета принадлежит цивилизации рептилоидов, которой нужно, чтобы человечество безнадежно отстало от них в развитии, тратя годы жизни в дороге и в офисах.
Офис – абсолютно контрпродуктивная форма организации труда, нимало не ориентированная на результат. По идее, редактору должно быть все равно, как именно сотрудник пишет текст: сидя в офисном кресле или лежа дома под одеялом. Молча уставился в компьютер - или болтает с женой, весело стуча по клавишам. Или и вовсе рисует на полу пентаграмму, вызывает демонов и те ему приносят готовую статью. Если текст в итоге получился хороший, требовать, чтобы он писался строго на твоих глазах – извращение.
И тем удивительнее, что по этой вот извращенной логике до сих пор трудится 90 процентов компаний. Нам все равно, хороший ли у тебя текст – главное, чтобы мы видели, как ты его пишешь. Да что там, ты можешь вообще ничего не делать сегодня – хочешь, в курилку ходи, хочешь – болтай с другими сотрудниками. Людей в офисе у нас много, каждый день писать что-то необязательно. Обязательно только приходить ежедневно. Нам, понимаешь, приятно сознавать, что ты каждый день хлопаешь 4 часа жизни на давку в общественном транспорте, тратя при этом массу сил. И силы, и время ты мог бы употребить на то, ради чего тебя наняли – собственно на работу, но нам не нужна работа, мы питаемся непосредственно твоим временем и силами. Мы – слуги рептилоидов, которые хотят заставить тебя потратить жизнь впустую.
Кто-то удачно сказал, что «офис – это зона прерываний». Только ты сел писать на одну тему, тебе говорят: позвони и расспроси экспертов по другой. Ты начинаешь обзвон - собрал штук пять мнений, редактор прибегает: ой, извини, это в номер не пойдет, сделай лучше нам опрос на сайт. И даже если нет никаких бессмысленных задач, менеджер найдет, чем тебя отвлекать каждые пять минут. На то он и менеджер: тяга к бессмысленной суете у него в крови. Дано: к четырем надо написать статью. На часах 12.00. Наивный, ты было поверил, что ты сядешь и всё это время спокойно будешь трудиться… Ну ты написал уже? Или только пишешь? Да знаю я, что еще три часа до дедлайна, просто думал: может ты уже написал… Так что, только пишешь? А когда напишешь? К четырем? А раньше никак? Нет, можно и к четырем. Можно даже и к пяти. Да хоть к шести! Но ты мне скажи: ты пишешь уже? А о чем статья будет? Ну да, вот ровно на ту тему, которую я тебе давал. Так ты пишешь? А почему не пишешь еще?! Ты давай пиши. Что, пишешь? Ну пиши, пиши. И так все четыре часа, которые тебе выделены на статью. Знали бы вы, сколько сотрудников живет по правилу: если нужно сдать материал вовремя – не ходи на работу, скажись больным.
Еще в офисах никогда нет воздуха. Я живу рядом с лесом, и кислород бодрит мозг: пишется легко и быстро. В опен-спейсах, где вечные проблемы с кондиционером и могучее дыхание десятков коллег насыщает атмосферу углекислым газом, сотрудники быстро отупевают. К трем в голове пустота, к четырем – в глазах круги и звезды, к пяти все полуспят, развалившись в креслах. Да и почему бы не поспать в самом деле? Привыкая, что их время так бездарно тратится, сотрудники и сами перестают его ценить - начинают филонить: солдат спит, служба идет. Зачем торопиться, если львиная доля рабочего дня все равно будет потрачена на ожидание, пока начальница наконец отвлечется от чатика с подругами и удосужится прочесть твой текст.
Удивительно, что сами компании не понимают выгоды от телеработы: если дать возможность всем желающим трудиться удаленно, можно было бы здорово сэкономить на оборудовании и аренде офисов. А главное – наконец-то перевести эту армию спящих солдат в боевой режим. Но нет, большинство компаний, кроме самых передовых, боится свободного графика, как огня. Дело, конечно, не в рептилоидах – работает инерция мышления: так принято. А еще, конечно, сказываются черты характера людей, которые в наших компаниях чаще других становятся менеджерами среднего звена. В эту категорию управленцев обычно попадают те, кто стремятся почувствовать себя большим начальниками - или те, кому нечем занять себя по жизни: вот они и прячутся в офисе от одиночества. И те, и другие – люди весьма незрелые, и мне с ними не по пути.
Теперь я больше не спрашиваю главредов, зачем им потраченные впустую человеко-часы. Я выбираю только те места работы, где свободный график. Все лучшие мои статьи созданы за пределами офиса. И я часто повторяю правило, подсказанное одним мудрым коллегой-дизайнером. Когда я его спросил, как сделать хороший проект, если дедлайн завтра утром, он ответил: ни в коем случае не садись работать сегодня! Лучше купи бутылку вина и проведи вечер с красивой женщиной. За ночь ты все придумаешь так, как никогда бы не смог в рабочем кабинете.
А что же компании? Станет ли когда-нибудь удаленная работа для них нормой? Воображение рисует картины отчаянной борьбы работодателей с той организацией труда, которая могла бы озолотить их самих. Наверное, понадобится новый Царь-Освободитель, который законодательно запретит офис – но и после этого компании будут запирать сотрудников в офисах, чтобы не убежали, подписывать с ними тайные договоры, где те обязывались бы ежедневно являться пред их светлые очи и писать гусиными перьями, стоя за конторками, возродят барщину и трехполье, десятину и подсечно-огневой метод земледелия… Слава Богу, это уже не моя история.

Комментарии
25.04.2017 в 00:38

Гномеостатическое мироздание
Очень хорошо и очень правильно.
25.04.2017 в 01:24

Что же есть душа? Душа бо есть невидимаго существа божий образ, дебельством плоти одеяна, невидима и неосязаема, должна есть приносити создателю своему дань душевную, веру правую, надежду несомненную и любовь нелицемерную
Dot Com, спасибо :)
25.04.2017 в 07:16

nebuhadnazzer, всё прекрасно и правильно, но, думаю, к такой модели не готовы прежде всего сотрудники - подавлющее их число не могут сорганизоваться, пока не пинают. Уверена, что это разновидность выученной беспомощности, и что постепенно это можно изжить. Но сколько лет на это потребуется - большой вопрос.
25.04.2017 в 12:30

nebuhadnazzer, но за телеработой, безусловно, будущее!
26.04.2017 в 08:00

Интеллект против прухи бессилен
Царь, в этом вопросе я всегда с тобой! А то, что кто-то к этому не готов... верно, но другим-то выбор давать нужно. Поощрять тех, кто может больше других. Иначе выходит отрицательный отбор: кто туп и может 2 операции под руководством - хороший работник, а кто может 10, но сам - фу, смутьян, делай как все. Напоминает ситуацию с "гипоаллергенными" продуктами: у кого-то ограничения, а в итоге уже масса "никаких" продуктов - молоко без лактозы, хлеб без клейковины, варенье без сахара, кофе без кофеина, бытие без бытия. Трудно выбрать.

Яркий пример отрицательного офисного отбора (недавно столкнулась). Есть у нас крупная статистическая фирма, проводит всякие полезные и сурьёзные опросы по телефону. Я участвую, но ни разу мне не звонил человек с внятной речью, который не спотыкался бы, зачитывая вопросы. Решила к ним устроиться, зная, что график оочень щадящий. Они тут же откликнулись, слёзно просили, чтоб я согласилась, у них же так удобно, к 17 приходишь в офис, до 20 опрашиваешь... Но я им говорю: знаете, да, три часа в день - это очень вкусно, у меня возможность и желание не с 17 обзванивать, а хоть с 12, потому как посетители редки. Но удалённо, не в офисе! Это же телефон, с любой точки планеты возможно, так? Есть же простейшая технология для этого. А они мне - ой, нее, надо приходить, у нас такая технология не используется.
Что в итоге? Упустили потенциального мотивированного сотрудника, которого хлебом не корми - дай поговорить, с отличной дикцией и свободным владением обоими языками, которые тут в ходу.
А косноязычный планктон, от которого уши вянут и 5-минутный опрос растягивается на 15 минут, продолжит ходить по "удобнейшему" графику.
26.04.2017 в 13:29

сволочи, довели страну!
Категорически не согласен, если экстраполировать на другие виды деятельности