Эволюция женской попсы в России есть в известной степени отражение массового сознания. И, если, скажем, с точки зрения ее связи с социально-экономическими факторам очевидны, то вот связь с гендерной историей более любопытна.
Можно выдвинуть следующую ее периодизацию:
1. Классический советский период: песни о красоте души советского человека.
2. вторая половина 80-ых-начала 90-ых: песни о том, что женщине надо делать свою судьбу или делать ноги из этой страны: "Американ бой, уеду с тобой!", "ксюша, ксюша, юбочка из плюша" - песни направлены на мужчин с деньгами и пытаются завлячь их вульгарным эротизмом их исполнительниц.
3. Песни периода становления капитализма - в основном про то, что мужчины козлы, а женщины могут жить - вернее, не жить, именно преуспеватьбез них. Это свидетельство того, что на протяжении почти всех 90-ых деньги валялись под ногами и бойкая бабенка с широкой глоткой, громким голосом и менеджерскии повадками могла найти себе место в обществе. Она и заказывала музыку. Классика периода: "Мадам Брошкина".
4. Рубеж веков: растерянность женщин, понявших, что копеечку уже зашибить не так легко и раздумывающих: а не нужно ли им найти себе надежное плечо? Песни носят в основном абстрактный характер: "когда я стану кошкой, ла-ла-ла-ла"
5. Наше время: песни невинных и чистых девочек о том, как им плохо на свете вдали от любимого человека. Свидетельствуют о том, что капитализм в России построен и девушка только нытьем о своих проблемах может добиться внимания мужчины-капиталиста, а также о том, что в Москве и крупных городах сложился средний класс, девушки из которого могут позволить вести гламурный образ жизни и в отстутствие настоящих проблем зацикливаться на выдуманных.
Классика: "самый-самый-самый безупречный роман... только не гони и дай денег".
Сейчас по радио, кстати, звучит бессмысленное Ла-ла-ла-ла Жанны Фриске.